?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Есть ли малый бизнес в России?
Во многих развитых странах на малый бизнес приходится 50-70% ВВП и 70 МСП на 1000 населения. Когда может быть достижима аналогичная ситуация в России?

В Москве, например, по данным на конец 2012 года МСП было 18 на 1000 жителей, это четвертый показатель по России. Лучше обстоят дела в Питере, например, но и там - 25 предприятий на 1000 жителей. Было, в 2012. После изменений налогообложения для ИП явно цифра изменилась, но открытых данных по состоянию на январь 2014 года я не нашла.

Есть множество причин для такой нерадужной картины, главной из которых считают налогообложение, проблемы кредитования, бюрократию и коррупцию. Но только ли это? Ведь мы точно можем попасть в книгу рекордов по способности обходить законы и прочие препятствия.

Мне кажется, что потенциальным предпринимателям не хватает примеров и знаний - элементарных знаний о том, как открыть предприятие, что делать, с кем работать, где искать информацию и тп. Многие сразу скажут, что если уж чел не в состоянии открыть яндекс и найти информацию, то какой уж он, к черту, предприниматель. В том-то и дело, что и яндексу надо задать грамотный вопрос, а для того, чтобы его задать, надо загореться примером реального парня по соседству, а не какого-то крутого Брайана или выпендрежного представителя инфобизнеса. В Европе у каждого есть пример предпринимателя - родственника, одноклассника или соседа, а у нас, по России в среднем, 7 предпринимателей на 1000 населения. Опять же, подчеркиваю, по состоянию на январь 2013 года.

Вот, например, мой личный опрос показал, что из желающих открыть свой бизнес и имеющих свой бизнес (примерно 30 человек) только 2 человека знают о комитете по поддержке МБ и уж совсем ничего не слышали о том, какие возможности этот комитет предоставляет, какие мероприятия проводит. Кто мешает при регистрации выдавать специальные брошюры этого комитета? А многие ли предприниматели делятся своим реальным опытом, а не рекламно-пафосными или, наоборот, депрессивными постами в уютной или фб? Что сделало хоть одно сообщество консультантов для продвижения предпринимательства на постоянной основе?

Государство пока делает осторожные прогнозы о росте МСП к 2030 году до 35 МСП на 1000 жителей, программы поддержки на сайте департамента Москвы по поддержке МБ заканчиваются 2012 годом. Можно дальше наблюдать, как все валится в тар-тарары, а можно предпринимать усилия, проявляя гражданскую и социальную активность. Мне видится, что создание предпринимательской среды в стране зависит сейчас не от государства, а от существующих предпринимателей.

Это пока размышлизмы, а не призыв к действию
C уважением, тренер-консультант по закупкам Наталья Уразова

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
vik09
Jun. 19th, 2014 01:47 pm (UTC)
Напредпринимались уже, хватит, смысла нет. Правила игры в одни ворота. Тот кто правила пишет, тот пусть и предпринимает.)
n_urazova
Jun. 19th, 2014 01:54 pm (UTC)
Я правильно понимаю, что у Вас был собственный бизнес и Вы его закрыли? Можно узнать, чем Вы занимались и почему закрыли?
vik09
Jun. 19th, 2014 02:16 pm (UTC)
Бизнес был. Все этапы пройдены, с самого начала. В начале было все просто - работай и зарабатывай. Занимался многим, несколько раз менял направление. Торговля розничная, оптовая, производство, модельный бизнес, шоу бизнес. с середины 90х до 2004-5го было интересно. Потом начался тихий бред.
Проверки, наезды налоговиков, ментов. Помню когда менты пришли в магазины и стали музыку слушать, и за "нелицензионное" прослушивание в торговых залах песен "исполнителя Ляпис Трубецкого" штрафы выписывать, понял я, что каюк. Двенадцать бухгалтеров отчеты стряпали, я даже не интересовался уже в последние годы, что они там считают. С 2010 года "я свободен". Чего с чистой совестью и знанием дела желаю все знакомым бизнесменам)
n_urazova
Jun. 19th, 2014 06:17 pm (UTC)
Ну, что же, это было приключение. Рада вашей свободе :)
(Deleted comment)
n_urazova
Jun. 19th, 2014 02:09 pm (UTC)
С производством, это точно, сложнее в разы именно из-за налогов и кредитов. И вести бизнес - действительно не для всех, тоже верно. Но ведь может быть такое, что многие смогли бы, но им не хватает именно толчка в виде примера и знаний? Ведь у нас все предприниматели - одиночки. Много раз сталкивалась с тем, что меня нанимали в консультанты вовсе не для того, чтобы я консультировала, а для того, чтобы можно было пообщаться, обсудить с тем, кто понимает, о чем речь. В других странах тоже не сахар бизнес вести, проще, конечно, просто в силу уже накопленного опыта и шишек, как предпринимательских, так и государственных. Нам же этот опыт надо набирать. И чем обширнее он будет, тем скорее изменятся и законы - ведь их даже некому инициировать, некому обсуждать, некому вносить изменения. ИМХО
(Deleted comment)
n_urazova
Jun. 19th, 2014 06:22 pm (UTC)
Зачем сравниваю? Хороший вопрос. Для определения конечного результата стоит посмотреть на имеющийся опыт. Он же говорит о том, что ничего не возникает в одночасье и ничто не может быть тупо скопировано, это Вы хорошо заметили. Но я была столь пессимистичной, что даже и пытаться не стоит строить гражданское общество и повышать роль предпринимателя.

Развитие бизнеса в России я наблюдаю еще со времен кооперативов и не скажу, что все уж совершенно плачевно - с точки зрения истории за это время достигнуто мало, но есть явная динамика и она положительная. Можно было бы больше, но нельзя - без участия самих предпринимателей.
99kg
Jun. 19th, 2014 03:46 pm (UTC)
Проблем, как малый предприниматель я вижу несколько:
1. Польза от гос. поддержки МБ в разы меньше, чем сложности через которые надо пройти, чтобы эту помощь получить. По одной из таких программ получили обеспечение для кредита. Ну его нафиг, больше не будем;
2. Все подобные департаменты поддержки плотно связаны (имхо) с различного рода надзорными органами, которые ой как любят, когда их поддерживает малый бизнес. Или просто занимаются "сбором палок";
3. Парень по соседству не расскажет всех своих секретов. Меньше знаешь - крепче спишь :) Откуда он знает, что ты не из налоговой? К тому же, реальным опытом не сильно хочется делиться. Ради этих крупиц знаний столько денег и пота отдано, что не хочется их просто так дарить.

По-моему скромному мнению, лучше всего сделать простым и понятным процесс налогообложения, уменьшить коррупцию и снизить бюрократические препоны. После этого малый бизнес зацветёт буйным цветом :)

Edited at 2014-06-19 03:46 pm (UTC)
n_urazova
Jun. 19th, 2014 06:25 pm (UTC)
Вот если они (чиновники и депутаты) не делают сейчас и, скорее всего, делать не собираются, то нам надо руки опустить и ждать у моря погоды? Или махнуть на все рукой? Я к чему эти размышлизмы - хочется растормошить такую местечковую (в хорошем смысле) активность предпринимателей, чтобы они подталкивали, толкали, намекали, самовоспроизводились и тп ))) чтобы раньше зацвело :)
max_huvenen
Jun. 19th, 2014 03:47 pm (UTC)
наставников, да и консультантов действительно не хватает.
Ответственности побаиваются, да и законодательные дебри многих отталкивают (про систему отчетности в НИ и говорить не охото).

n_urazova
Jun. 19th, 2014 06:27 pm (UTC)
многих ведь и страшные истории отталкивают? а некоторым не хватает маленького толчка, чтобы он понял, что не боги горшки обжигают. Я много раз наблюдала такие решения, когда человек сильно рефлексировал и комплексовал и только поближе познакомившись с парочкой предпринимателей, которые вовсе звезд с неба не хватали, но были вполне успешны, увидел, что и он не лыком шит, что можно попробовать.
inbelousov
Jun. 19th, 2014 06:56 pm (UTC)
У меня есть друг.
Он владелец завода по производству конвейерного оборудования.
Мы видимся периодически - просто заняты оба...
Он - производственник. Делает такие потрясающие вещи, что никто кроме него не делает.
И вот он ... ну нифига и ни разу не был ни на одном семинаре...
Зато книги читает. Много. И думает. Ездит по миру - смотрит и учится у лучших.
Налоги платит. Работает.
Это я к чему.
А вот не надо ничего и никому помогать, вот если есть желание быть и созидать - то нафиг больше ничего не надо.
И от себя добавлю.."налогообложение, проблемы кредитования, бюрократия и коррупция" - ну всё это ... не так.. что ли))) ну не так!
Я уже устал доказывать, что налоги у нас тьфу - ерунда. Проблем с кредитами нет, если ты выполняешь то, что требует банк. Бюрократия? Где? Коррупция? Ну я вас умоляю... ну почему два года в моих продовольственных магазинах при проверках пишут одну фразу - "замечаний нет"?
Ответ - мы просто всё сделали в точном соответствии с требованием законов. Да, это сложно и муторно. Но зато нет проблем в дальнейшем.

Ещё... я всё время задаю один и тот же вопрос, когда слышу некие такие реплики "ну типа работать мешают" - а когда тебя вообще последний раз проверяли? Ответ ... да и не помню...
То есть... работай и не вопрос.

Я к тому, что конечно же ... проблем куча у МСП... но... все они, или большинство - просто надуманы самими предпринимателями.
Ну и боже меня упаси записываться в разные "клубы предпринимателей"))) - это вообще трэш сплошной!

Так что... "дорогу осилит идущий"!
Кто хочет - тот работает и не обращает внимание ни на что.

Edited at 2014-06-19 06:58 pm (UTC)
n_urazova
Jun. 19th, 2014 07:48 pm (UTC)
Согласитесь, Игорь Николаевич, что страшилок очень много в сети и на устах, а это явно не способствует увеличению предпринимательской касты. Многие вполне успешно могли бы вести малый бизнес - не громко, без пафоса, без имперских планов, но достаточно - для себя, своей семьи и пары работников. И когда таких тысячи, то и ВВП это "почувствует".
"Создание предпринимательской среды" от самих предпринимателей - это не про клубы предпринимателей, а про информацию. Вот такую, какую Вы написали - что можно, реально, что дорогу осилит идущий и т.п.
inbelousov
Jun. 20th, 2014 02:18 am (UTC)
Нет... всё же я останусь при своём мнении...
Что же это за предприниматель, который боится начать своё дело?
Прежде всего, предприниматель - это человек, который надеется только на себя.
Это вот моё такое оценочное суждение.

И потом, создавать "предпринимательскую среду" вокруг себя может любой...
Делай хорошее дело и рассказывай об этом всем вокруг...
Но ... прежде всего - делай.

n_urazova
Jun. 20th, 2014 06:49 am (UTC)
Вот я как раз и призываю тех, кто делает, рассказывать, потому что некоторые, кто мог бы стать предпринимателем, не боятся, а не знают многого, а некоторые отступили опять же в силу некоторого незнания. Так что, все правильно Вы говорите - рассказывай об этом всем вокруг :)
kulibin_d
Jun. 20th, 2014 05:57 am (UTC)
1. Трудовой кодекс сильно идеалистичен и на практике невыполним.
2. НДС необходимо отменить. Вообще! По сути это налог на активную деятельность. Чем больше я работаю, тем больше с меня стригут.
3. Задолбали менять формы отчётности! 1С нужно дать по башке и разрушить их гослобби. Кроме этих уродов это никому не выгодно.
4. Совсем уж идеалистично - упростить отчётность. Раньше бухучёт целого предприятия умещался в сумке у одного бухгалтера, теперь для сравнительно небольшой фирмы нужен выделенный сервер, штат бухгалтеров и несколько шкафов с макулатурой.

Кстати, расскажите про комитет по поддержке МБ :)
n_urazova
Jun. 20th, 2014 06:53 am (UTC)
А пойдемте сходим 26 июня на их конференцию и увидим, чем они там занимаются :)
http://www.mbm.ru/events/
kulibin_d
Jun. 20th, 2014 09:45 pm (UTC)
Интересно. А пойдёмте! :)
n_urazova
Jun. 25th, 2014 10:17 am (UTC)
Вы зарегистрировались?
kulibin_d
Jun. 25th, 2014 01:47 pm (UTC)
Да, но не смогу завтра пойти - работа привалила.
n_urazova
Jun. 20th, 2014 06:54 am (UTC)
Не ту ссылку дала. Вот ссылка на мероприятие http://www.mbm.ru/events/item/1714/
max_andriyahov
Aug. 6th, 2014 02:05 am (UTC)
Подписываюсь под каждым пунктом! И своих еще с десяток есть...
robert_k88
Jun. 22nd, 2014 10:56 am (UTC)
Спасибо за наводку! Я пойду, приехал вчера в Москву, и надолго здесь, и свое дело открыть здесь очень хочется) а препоны они больше в голове, правдивой и адекватной информации мало по бизнесу.
n_urazova
Jun. 25th, 2014 10:17 am (UTC)
Вы зарегистрировались?
robert_k88
Jun. 26th, 2014 07:24 am (UTC)
Да, но не смог прийти, нужно было сделать кое какие документы. Хоть все перекидывпл на другие дни.
max_andriyahov
Aug. 6th, 2014 02:00 am (UTC)
"Бизнес для чайников" будет пользоваться бешеным спросом. Особенно - в плане советов как в незнакомом городе найти обнал по открытым объявлениям, ключевые слова "Юристы. Транзит. Дисконт"
( 27 comments — Leave a comment )

Обо мне

n_urazova
Наталья Уразова
мой сайт

Метки

Powered by LiveJournal.com