?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Многие производственные предприятия внедрили уже конкурсные закупки и работают на электронных торговых площадках. А что дальше? Как еще можно оптимизировать процесс закупок? Внедрять категорийный менеджмент. Это понятие чаще всего связывают с ритейлом и FMCG. Однако, на производственных и промышленных предприятиях с успехом и огромным экономическим эффектом тоже внедряется категорийный менеджмент. Что же такое категорийный менеджмент на производственном предприятии?
Снимок экрана 2015-03-26 в 12.33.45
Опыт нескольких российских предприятий дает нам ответ на этот вопрос.
1.     Внедрение категорийного менеджмента. Схожие по техническим и иным свойствам закупаемые материалы объединяются в категорию. Управление категорией подразумевает поиск дополнительной ценности, увеличение экономического эффекта и управление категорией через сокращение затрат по всей цепи поставок. Похоже, в какой-то степени, на управление самостоятельной бизнес-единицей. На данный момент управление процессом закупок находится в своеобразном коридоре от получения заявки внутреннего заказчика до проведения торгов. В этих рамках можно лишь оптимизировать товарный запас, качество тендерных процедур, качество приемки и распределения заказов и скорость выполнения заказа, серьезно ограниченную имеющимися возможностями поставщика и текущими стандартами планирования потребности. Функция закупки в этом коридоре играет пассивную роль исполнителя, сильно зависимую от других участников цепи поставок (потребители, внутренние заказчики, поставщики, субпоставщики). Категорийный менеджмент расширяет границы и переводит закупки в поддерживающе-интегрирующую структуру по всему потоку создания ценности.
2.     В рамках категорийного менеджмента меняется процесс определения потребности и межфункциональное взаимодействие. Оптимизируется сама процедура определения и планирования потребности. В первую очередь вводится расчет совокупной стоимости владения (ТСО) при определении потребности. Здесь также проводится большая работа по унификации, стандартизации потребности, централизации закупочной деятельности, поиску субститутов, нормированию или изменению норм товарных запасов, обмену товарными запасами между предприятиями (виртуальные склады), решению проблем с внеплановыми и аварийными закупками, ликвидации причин возникновения невостребованных заказов, неликвидов. Включение функции закупок в зону определения потребности требует повышения уровня квалификации и экспертности менеджера по закупкам.
3.     Управление категорией подразумевает и изменение закупочной стратегии. В зависимости от критичности категории для производства и совокупной стоимости владения определяются способы закупок, вводится предварительная квалификация и сертификация поставщиков, меняются подходы к контрактации и ценообразованию, увеличиваются сроки договоров, вводится система управления контрактами (обязательствами). Нормой становится оценка затрат в цепи поставок и предоставление поставщиками своих затрат.
4.     Внедряется система управления портфелем поставщиков и программы развития поставщиков, создаются межорганизационные межфункциональные команды для оптимизации деятельности поставщиков и их партнеров, ключевые поставщики интегрируются в наше производство и информационное пространство. Для начала внедряется система оценки эффективности деятельности поставщиков (разрабатываются коэффициенты эффективности деятельности поставщика). Продолжается тем, что ПКМ (план корректирующих мероприятий) поставщиков (редкое, на данный момент, явление для большинства предприятий) становится нормой сразу же по факту возникновения малейшего расхождения с договоренностями по контракту. Аудиты поставщиков позволяют выявить предпосылки для улучшений и запланировать сокращение затрат и потерь. Интеграция позволяет сделать не только ЗУП (запасы, управляемые поставщиками), но и приводит к возможности поставок JIT, сокращая время выполнение заказа с нескольких месяцев до часов. Но это уже довольно далекое будущее.
5.     Категорийный менеджмент начинается с внедрения по пилотным категориям (самым трудоемким и дорогим, как правило). Целевой ориентир для пилотных проектов – от 6 до 9 месяцев.  Для полного внедрения категорийного менеджмента по всем категориям потребуется 1,5-3 года в зависимости от размера предприятия, сложности процессов и состояния рынка снабжения.
6.     Основные результаты внедрения категорийного менеджмента: серьезное сокращение затрат, сокращение сроков выполнения заказов, повышение оборачиваемости товарных запасов, повышение уровня удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, повышение качества продукции.
Оригинал статьи на сайте http://urazova.com/blog/nazvanie-novoy-zapisi-1/
Для заказа корпоративного тренинга по категорийному менеджменту для вашего предприятия звоните +7 495 649 8616
C уважением, тренер-консультант по закупкам Наталья Уразова

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
alexmsp
Apr. 9th, 2015 02:36 am (UTC)
вопрос
Добрый день! И чем категорийный менеджер отличается от снабженца?
n_urazova
Apr. 20th, 2015 10:20 am (UTC)
Re: вопрос
Другой уровень и сфера влияния. На рисунке показан коридор обычного закупщика-оператора и горизонт категорийного менеджера. Снабженец выходит из роли исполнителя.
( 2 comments — Leave a comment )

Обо мне

n_urazova
Наталья Уразова
мой сайт

Последние записи

Метки

Powered by LiveJournal.com